Просматривать страницы этого сайта рекомендуется при разрешении экрана монитора 800х600 точек.    

Если не работает один цилиндр...

  На холостом ходу это проявляется в том, что мотор работает несколько неравномерно (неуравновешенность в данном случае стабильная, а не хаотичная), а скорость вращения коленчатого вала понижена против нормы. Нужно сказать, что у современных двигателей обороты холостого хода достаточно высоки и отказ одного цилиндра не всегда легко уловить просто на слух. Попробуйте у заведомо исправного двигателя снять колпачок с одной свечи, и вы получите нужную картину. Запомните ее: в будущем это может пригодиться. Кстати, чтобы во время опыта не «тряхнуло» руку током высокого напряжения, за колпачок нужно браться через какую-нибудь толстую резину, на худой конец, через сухую тряпку.
 На ходу отключение одного цилиндра ощущается как значительное уменьшение мощности мотора во всех тяговых режимах.
Что же может послужить причиной отказа одного цилиндра? В подавляющем большинстве случаев — нарушение искрообразования в свече. Среди остального можно назвать подгорание или зависание клапана, повреждение прокладки головки блока или впускного трубопровода в зоне данного цилиндра. Упомянем и о том, что обычно является расплатой за использование бензина с недопустимо низким октановым числом: прогорание днища поршня, разрушение перегородок между поршневыми кольцами и самих колец (объективности ради заметим, что подгорание клапана и прокладки под головкой блока тоже чаще всего является реакцией на низкосортный бензин).
Найти «больной» цилиндр несложно. При работе двигателя на холостом ходу поочередно снимают колпачки с каждой свечи. Отключение исправного цилиндра вызывает резкое снижение оборотов, неравномерность работы мотора усиливается, он может даже заглохнуть, неисправного — не происходит ничего.
Неработающий цилиндр найден. Проверяем «на искру» подходящий к нему высоковольтный провод , если искры нет или она слабая, обследуем сам провод и крышку распределителя. Если же искра нормальная, нужно вывернуть свечу. Но ее осмотр поможет выявить только механические повреждения и эрозионный износ электродов. Судить же о состоянии внешне нормальной свечи по цвету изолятора и юбочки в данном случае трудно: в неработающем цилиндре они могут увлажниться поступающим и несгорающим топливом, а поэтому иметь сомнительный вид. Проверка свечи «на искру» не под давлением, а просто на открытом воздухе не гарантирует достоверность результата. Поэтому лучше всего сразу завернуть хорошую запасную свечу и, запустив мотор, посмотреть, заработал цилиндр или нет.
Тут возможны такие варианты. Не заработал — значит дело не в свече, а в тех внутренних пороках, о которых мы упоминали. Заработал — виновницей неисправности была свеча, но трудно сказать, проявился ли ее собственный скрытый дефект или он был спровоцирован условиями работы (скажем, повышенное попадание масла в этот цилиндр и т. п.). Последнее обстоятельство говорит о том, что «бастовавшему» цилиндру в дальнейшем нужно уделить определенное внимание: последить за цветом нагара этой свечи в сравнении с другими, при возможности проверить работу цилиндров прибором ИКС-4 или съездить для диагностирования на СТО.
Ну, а если запасной свечи с собой нет? В этой ситуации, равно как и при нарушениях работы клапанов или целостности прокладок, выявившихся после установки запасной свечи, придется, не торопясь, добираться до дома на трех цилиндрах. Вообще это вполне допустимо, но есть одно исключение. Повреждение прокладки головки блока может быть таким, что охлаждающая жидкость проникает в цилиндр или в систему смазки. Поэтому, прежде чем ехать, нужно убедиться, что уровни масла и «Тосола» в норме, а затем внимательно осмотреть масляный щуп - на нем не должно быть точечных следов воды или антифриза, попавших в масло. В противном случае движение своим ходом придется отставить.
В заключение нужно упомянуть об одной закономерности общего характера. Воспламенять рабочую смесь в цилиндрах труднее всего при работе двигателя на малых оборотах, когда к свежему заряду примешивается много остаточных отработавших газов. Следовательно, если отказ одного цилиндра был замечен в движении (по падению мощности), то и при холостом ходе этот дефект останется. В то же время вполне может быть, что цилиндр, не работающий на малых оборотах, включается при больших (скажем, если дело в незначительном подсасывании воздуха через порванную прокладку под впускной трубой). И практически нереально, чтобы цилиндр, не работающий при больших оборотах, оживал на малых.

Назад