Ремонт кузова

 

 

 

 

 

 

 

 

 Просматривать страницы этого сайта рекомендуется при разрешении экрана монитора 800х600 точек.

Ремонт кузова

Электросварка при ремонте кузовов.

 В кузовном ремонте используется пять основных способов соединения деталей: газовая кислородно-ацетиленовая сварка; дуговая сварка покрытыми электродами (с обмазкой); дуговая сварка в среде защитных газов (неплавящимися и плавящимися электродами); контактная сварка; твердая пайка. Ещё несколько лет тому назад одиночка-автолюбитель, как правило, использовал для сварки преимущественно газогенераторы с карбидом кальция и не помышлял о каких-то там диковинных электросварочных аппаратах, применяемых на серьёзных серисных станциях, и практически недоступных рядовому пользователю. Однако время шло, в магазинах появилось большое количество различных сварочных полуавтоматов по очень разным ценам. И их стали покупать и использовать!.. В последнее время электросварка в среде защитных газов при ремонте кузовов распространяется всё более, практически полностью вытесняя ацетилено-кислородную (газовую). В качестве защитного газа используется преимущественно дешевый и легко доступный углекислый газ (метод MAG-Metal+Aktiv Gas). Стоимость сварки за счет применения проволоки без обмазки в качестве сварочного электрода и дешевого углекислого газа получается весьма низкой. Этот метод характеризуется также повышенной скоростью сварки и возможностью сварки в любом положении. Очень заманчиво... Осталось только приобрести баллон для углекислого газа и сварочный полуавтомат, и за дело! Но вот какой полуавтомат приобрести - вот в чем вопрос! Ведь цены такие разные, а аппараты такие красивые и на вид почти одинаковые!.. В следующей статье даются квалифицированные ответы...

Полуавтоматы и все, что с ними связано

  На написание этой статьи меня натолкнула мысль о том, что, несмотря на все многообразие аппаратов для полуавтоматической сварки в среде инертных ( MIG) и активных (MAG) газов, практически невозможно получить сколько-нибудь подробное их сравнительное описание. Именно для облегчения процесса выбора аппарата, для понимания того, что можно и чего нельзя требовать за потраченные деньги,…

 Итак, начнем. У каждого любителя или профессионала, занимающегося ремонтом автомобильных кузовов, рано или поздно возникает вопрос о переходе от дедовских методов сварки кузовного железа - автогеном - к современным - полуавтоматической и контактной сваркам. Тему контактной сварки я раскрою позже, а сейчас разберемся с полуавтоматической.
 Немного теории. Полуавтоматическая сварка в среде защитных газов осуществляется с помощью специального аппарата, осуществляющего подачу плавящейся стальной или порошковой проволоки в зону расплава, при этом продувая само это место газом, и подающего на проволоку ток. Вольтамперная характеристика ( зависимость выходного напряжения от тока дуги) для этого процесса должна быть жесткой, с напряжением холостого хода от 19 до 30 В, в зависимости от сварочного тока, который, в свою очередь, зависит от толщины свариваемых деталей и применяемой для этого проволоки. Для защиты места сварки применяется углекислый газ, аргон или их смесь - как вариант, 80% аргона и 20% углекислоты - так называемая сварочная. Специалисты считают, что она дат наилучшие результаты при работе с кузовным железом.
 Итак, от теории плавно переходим к практике. Сразу возникает вопрос - а какой аппарат приобрести для этой самой работы? В магазинах, на рынках и в Интернете представлено огромное разнообразие аппаратов, которые объединяет общее название и назначение, ценой от 6 до 60 тысяч рублей. Глаза разбегаются, мысли путаются… Что же выбрать?
 Самые дешевые аппараты полуавтоматической сварки - традиционно итальянские, стоимостью от 5 до 7 тысяч рублей. Они могут иметь разные названия, например, Bimax, TELWIN, BlueWeld .. Отличительная их особенность - работа в режиме NO GAS, то есть применение в качестве сварочной порошковой проволоки и отсутствие системы подачи защитного газа, сварочный ток до 120-130А максимум. Достоинства налицо - аппараты компактны, легки, не требуют никаких баллонов, редукторов и шлангов. Недостатки являются продолжениями их достоинств - сварка порошковой проволокой хуже, чем сварка в углекислоте, а сама проволока многократно дороже и встречается в продаже значительно реже. Например, порошковая проволока 0.8 мм итальянского производства на катушке весом 0.9 кг стоит 350 руб. при цене 5-килограммовой катушки обычной сварочной проволоки 400 руб. Да и так называемый ПВ - показатель возможного режима эксплуатации прибора - весьма низок и редко превышает 40%, что означает буквально следующее - можно варить 2 минуты, после чего 3 минуты давать возможность аппарату остыть. Думаю, нет нужды более подробно останавливаться на этих конструкциях.
 Более дорогие аппараты - от 8 до 15 тысяч рублей - радуют разнообразием. Тут и уже знакомые нам итальянцы, и отечественные конструкции. Рассмотрим их поподробнее. Итальянские аппараты Bimax, TELWIN, BlueWeld похожи как близнецы-братья, как снаружи, так и внутри. Отличаются они друг от друга максимальным сварочным током и некоторыми деталями оформления, например, наличием или отсутствием площадки под 5-литровый газовый баллон. Конструктивные особенности - очень простая конструкция, трансформатор со вторичной алюминиевой обмоткой, механизм протяжки проволоки из пластмассы (из металла, похоже, только подающий и прижимной ролики), намертво установленная горелка-"хобот", отсутствие электромагнитного клапана в газовой магистрали (подача газа блокируется клапаном, вмонтированным в горелку и управляющимся от нажатия курка). Как правило, на лицевой панели имеют маркировку GAS-NO GAS, означающую, что работать можно как стальной обмедненной, так и порошковой проволокой, что в реальной жизни означает возможность переключения полярности сварочного тока на горелке. Достоинства: в первую очередь цена. При стоимости от 8 до 11 тысяч рублей можно получить аппарат, которым уже можно что-то делать более-менее серьезно. Недостатки: несъемная горелка, что лишает возможности ее оперативной замены как при разных режимах работы, так и для ремонта, большое количество пластиковых деталей, которым лично я не очень доверяю, отсутствие системы стабилизации протяжки проволоки, не очень удобная регулировка сварочного тока, так как в одних режимах тока не хватает, в соседних - с избытком. У части аппаратов возможна работа только с катушкой 0.8 кг. Итак, делаем вывод: итальянцы в этом ценовом диапазоне - не наш выбор.
  Переходим к изделиям отечественных умельцев. Наибольшую известность получили в этой ценовой категории следующие аппараты: "Питон" во всех модификациях( сварочный ток от 120 до 240а, цена от 6500 до 8500 руб), "Тритон" в версиях с током 160, 200 и 240А и их клоны - "Циклон"… В Питере производят полуавтоматы ФЭБ, в Москве - "Торнадо". Кроме того, существуют ПДГ 251 и много других. Написать о них всех не представляется возможным, да и нет в этом необходимости. Основное, что объединяет эти аппараты - механизм протяжки проволоки выполнен на базе моторчика от стеклоочистителя классических "Жигулей". Механизм управления скоростью протяжки проволоки выполнен по-разному. В одних ("Питон", "Тритон" ) применено ШИМ-управление (широтно-импульсная модуляция, позволяющая облегчить режим работы силовых элементов и, таким образом, продлить их ресурс). В других ("Циклон") - аналоговое регулирование, за счет этого большое рассеивание тепла на регулирующем транзисторе со всеми вытекающими последствиями. Возможны и варианты с реостатами в цепи питания моторчиков. Существуют варианты с евроразъемом или с жестко присоединенной горелкой. Для этих аппаратов характерно в целом неплохое исполнение силовой части (трансформатор, дроссель) и очень низкое качество механизма протяжки проволоки, связанное в первую очередь с тем, что сам мотор имеет отвратительное качество исполнения, проявляющееся в биении выходного вала редуктора. Разные механизмы по-разному компенсируют этот дефект. В "Питонах", например, применен второй прижимной ролик, призванный увеличить прижим и при этом компенсировать боковое усилие, оказываемое на подающий ролик\ведущий вал. В аппаратах ФЭБ применен механизм, отдаленно напоминающий механизм венгерской фирмы COOPTIM, но только в питерском исполнении. Существуют варианты исполнений аппаратов с возможностью сварки штучным электродом, например, ФЭБ 170, Питон 200, Торнадо 180.
 Существуют и аппараты кустарных производств, не имеющие своего названия, а конструктивно похожие на вышеупомянутые. Продаются они, как правило, по объявлениям в газетах "Из рук в руки", отличаются ценой в пределах 10 тыс рублей, неказистым дизайном, но при этом вполне достаточной надежностью и неприхотливостью.
Достоинствами этих аппаратов являются, прежде всего, цена, а также относительно малые габариты и, как правило, большой ПВ на токах до 100А, что позволяет долго жечь проволоку диаметром 0.8, любуясь полученными швами. Хотя, если говорить серьезно, возможность наличия источника любования как никогда зависит от прямизны рук работника, так как сами эти аппараты не оснащены никакими функциями, облегчающими поджиг и стабилизацию дуги, а качество проволокоподающего тракта (протяжка, ее питание и регулировка) таково, что временами впору только удивляться, как этим можно работать. Но - можно… Для работы в гараже, ремонта своей машины, там, где требуется небольшой объем сварочных работ, эти аппараты вполне применимы. При необходимости они легко ремонтируются, особенно если учесть, что и ломаться практически нечему.
 Следующая часть обзора - аппараты полупрофессионального и профессионального применения, предназначенные для работы в условиях автосервиса, производственных цехах заводов. Их цена начинается от 18 тысяч рублей, (отечественные аппараты "Рикон-250") и может доходить до 30-40 тысяч рублей. Поскольку в этой статье я не рассматриваю аппараты, предназначенные для работы с подключением к трехфазной сети, из обзора выпадает большое количество систем, в которых источник сварочного тока и механизм подачи проволоки разнесены в раздельные блоки. Для любителей этот вариант неприемлем из-за сложностей с проведением сети 380В и большими габаритными размерами самих аппаратов. Основное отличие аппаратов этой ценовой категории - применение профессиональных механизмов подачи проволоки фирм TBI, COOPTIM, FORTRANS и более мощных трансформаторов, позволяющих работать достаточно долго без вынужденных перерывов на перекуры, имеющих более стабильные параметры и механическую прочность. Кроме "Рикона", в эту группу входят дешевые модели финской фирмы KEMPPY, а также изделия Оренбургского завода "Инвертор", испанской фирмы "SELCO", питерские (не помню названия) и так далее. Более дорогие отечественные модели в своем составе имеют блоки управления, обеспечивающие такие наборы сервисных функций, как регулируемая подача газа до и после процесса сварки (подача газа ДО начала сварки обеспечивает продувку "хобота" и подачу уже непосредственно защитного газа, а не воздуха, в момент начала сварки. Подача газа ПОСЛЕ служит для предотвращения контакта с воздухом разогретого металла и, как результат, уменьшения образования кратеров), плавный старт механизма подачи проволоки, облегчающий начало работы, и функцию растяжки дуги, предотвращающую приваривание сварочной проволоки к шву. Импортные аппараты, входящие в эту ценовую категорию, как правило, не оснащены подобным сервисом и являются аппаратами начального уровня, по оснащенности находясь на одном уровне с аппаратами предыдущей категории, но с несравненно более высоким качеством сборки и работы аппарата.
 Безусловно, невозможно упомянуть все модели, продаваемые в России, но, резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: если планируется разовая или нерегулярная работа, а к качеству ее не предъявляется высоких требований (из серии - держится - и ладно, а швы все равно зачищать), то вполне приемлемым решением представляется приобретение аппаратов из второй ценовой группы, отечественного производителя. Каждый может выбрать для себя то, что ему будет более симпатично или проще\дешевле приобрести. Однозначного мнения тут нет. Одни хвалят, ФЭБ, другие-"Тритон" или ПДГ… На мой взгляд, аппараты ФЭБ неоправданно дороги при всех прочих равных. Обязательное требование для аппарата - исполнение с евроразъемом горелки, так как при работе с материалами разной толщины можно подобрать соответствующую горелку, да и сварка получается легче и лучше при применении импортных горелок производства, например, BINZEL или Tbi. Но уж ни в коем случае не приобретайте итальянские полуавтоматы, упрощенные и облегченные донельзя. Если же предполагается профессиональная сварочная работа и при этом в гараже только линия 220 В - выбор падает на аппараты ценовой категории "от 600 евро". Там уж каждый выбирает для себя - хочется ли ему заплатить за "брэнд", получив при этом меньше сервисных функций, или же приобрести отечественно изделие, например, того же завода "Инвертор", с полным набором всех необходимых функций.

 Заканчивая обзор, не могу не отметить, что существуют и комбинированные решения в виде инверторной сварки, объединяющей в одном корпусе полуавтомат MIG\MAG, аппарат ручной дуговой сварки и сварку неплавящимся электродом в среде защитного газа. Все это удовольствие работает от сети 220В, имеет вес около 22 кг и производится компанией SELCO. Все хорошо в этом устройстве, но цена… Цена в 2300 евро заставляет прекратить думать о покупке и просто отметить для себя, что в современном мире нет практически ничего невозможного.

 В следующей статье мы поделимся опытом переделки полуавтомата ПИТОН 20 с целью получения аппарата с профессиональными (или полупрофессиональными) характеристиками.

Анатолий Озерянский 19-Oct-2005

На следующую страницу

Назад