Пути сокращения эксплуатационного расхода бензина.

Возникает вопрос, нельзя ли владельцам автомобилей ВАЗ прежних моделей, изменяя передаточные отношения трансмиссии путем замены коробки передач или редуктора главной передачи, пусть даже за счет некоторого ухудшения динамических качеств автомобиля, уменьшить расход топлива? Опыт эксплуатации автомобилей ВАЗ позволяет ответить на него утвердительно. Так, коробку передач ВАЗ-2105 можно устанавливать на автомобили ВАЗ-21011 и ВАЗ-2103 без всяких опасений. А вот на ВАЗ-2101 она не удовлетворит некоторых водителей, привыкших к интенсивным разгонам, но окажется полезной с точки зрения топливной экономичности.

Замена коробок передач на автомобилях ВАЗ-2101, -2103, -2105 коробкой ВАЗ-2106 может несколько ухудшить динамику автомобиля и потребует во время движения более частого переключения передач. Эта коробка, установленная на указанных автомобилях с двигателями рабочим объемом 1200 и 1300 см3, может оказаться также непригодной для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях, так как передаточное отношение на первой передаче, определяющее возможность трогания с места на крутом подъеме, здесь заметно меньше.

Передаточные числа названных коробок передач приведены в табл. 4.

 

Таблица 4

Коробка передач автомобиля

 

 

Передаточное отношение на передаче

 

 

I

II

III

IV

ВАЗ-2101

ВАЗ-2105

ВАЗ-2106

3,74

3,67

3,24

2,29

2,09

1,99

1,49

1,36

1,29

1

1

1

 

 

 

В табл. 5 приведены данные по снижению расхода топлива на различных скоростях движения при установке на автомобиле ВАЗ-2101 коробок автомобилей ВАЗ-2105 и-2106,

Таблица 5

Скорость движения, км/ч

Коробка передач

Включенная передача

Уменьшение расхода топлива по сравнению с автомобилем, укомплектованным коробкой передач ВАЗ-2101, л/100 км

30

ВАЗ-2105

I

II

III

0,2

0,5

0,3

ВАЗ-2106

I

II

III

1,5

0,8

0,5

60

ВАЗ-2105

II

III

IV

1,0

0,5

0

ВАЗ-2106

II

III

IV

1,4

0,7

0

90

ВАЗ-2105

III

IV

0,9

0

ВАЗ-2106

III

IV

1,4

0

 

Подобным же образом на топливную экономичность автомобилей ВАЗ прежних выпусков влияет при установившемся движении по ровной дороге передаточное отношение редуктора главной передачи (табл. 6).

Таблица 6

Передаточное отношение редуктора главной передачи f0

 

 

Изменение расхода топлива, л/100 км по сравнению с автомобилем, укомплектованным редуктором f0 =4,3, при скорости движения на прямой передаче, км/ч

30

60

90

120

4,44

4,1

3,9

+0,2

-0,2

-0,4

+0,2

-0,2

-0,35

+0,2

-0,2

-0,5

+0,3

-0,3

-0,7

Чтобы заметно не ухудшить динамические качества автомобиля ВАЗ-2102 (нет в таблице), редуктор с f0 = 4,44 можно заменить на редуктор не менее чем с f0 = 4,1, и то только в том крайне редком случае, когда установлен двигатель не менее 1500 см3. При двигателе до 1300 см3 целесообразно остановиться на редукторе с f0 = 4,3. Для автомобилей ВАЗ с кузовом седан и двигателем до 1300 см3 включительно целесообразна комплектация редуктором с f0 = 4,1, а с двигателем 1500 см3 и более — с f0 = 3,9 (такой редуктор может встретиться на части автомобилей ВАЗ-2107 и некоторых других модификациях ВАЗовских автомобилей)

Чтобы определить, каким редуктором укомплектован автомобиль, достаточно вывесить домкратом одно из ведущих колес и нанести на него и карданный вал мелом метки. После этого при нейтральном положении рычага коробки передач вращать колесо, считая одновременно его обороты и обороты карданного вала. Учитывая, что передаточное число редуктора главной передачи при одном заторможенном колесе из-за дифференциала уменьшается вдвое, f0 определяют путем деления количества оборотов карданного вала на количество оборотов колеса и умножают полученный результат на 2. Для удобства можно воспользоваться табл. 7.

Таблица 7

Передаточное отношение редуктора главной передачи

f0

Число оборотов карданного вала

Число оборотов вывешенного ведущего колеса при втором заторможенном

4,44

4,3

4,1

3,9

44,4 (около 44,5) 43

41

39

20

20

20

20

 

Для определения типа коробки передач, кроме вывешивания ведущего колеса и нанесения метки на карданный вал, включают третью передачу, выворачивают свечи, вращают коленчатый вал (заводной рукояткой, если она есть) и также считают его обороты (табл. 8).

Таблица 8

Коробка

передач

автомобиля

 

Число оборотов коленчатого вала*

 

Число оборотов карданного вала

ВАЗ-2101 ВАЗ-2105

 

ВАЗ-2106

14,9 (более 14)

13,6 (более 13, но менее 14)

12,9 (менее 13)

10

10

 

10

*Только при включении третьей передачи

Конструкция коробок передач автомобилей ВАЗ позволяет достаточно просто (правда, с установкой ряда дополнительных деталей) оборудовать их пятой (ускоряющей) передачей с отношением около 0,90, включаемой перемещением рычага вправо и вперед (напротив передачи заднего хода). Комплекты деталей для такой модернизации коробки серийно выпускают за рубежом и, наверное, целесообразно было бы освоить их производство и у нас, хотя бы в качестве изделий ширпотреба— спрос гарантирован. Специалистам ВАЗа такая конструкция известна и, надо полагать, заинтересованная организация могла бы получить необходимую документацию. Игра стоит свеч, так как по результатам испытаний расход топлива на автомобиле с такой коробкой передач при движении по шоссе может быть снижен еще на 0,5 л/ 100 км.

Важно отметить роль шин в экономии топлива. Как известно, современные металлокордные шины отличаются пониженным сопротивлением качению, но у них, как правило, и меньшая высота профиля, а значит, и меньший радиус качения, что равноценно увеличению передаточного отношения трансмиссии. В результате, как уже было сказано, выигрыш в расходе топлива благодаря снижению затрат мощности на движение автомобиля, связанный с заменой диагональных шин радиальными, в значительной, если не в полной, степени нивелируется ухудшением экономичности двигателя. Это вызвано повышением частоты вращения коленчатого вала из-за меньшего радиуса качения новых шин. Поэтому простая замена почти не дает эффекта по топливной экономичности. Для того чтобы в полной мере реализовать эти преимущества, одновременно с заменой целесообразно подумать и об уменьшении передаточного отношения редуктора главной передачи.

Во всех случаях, занимаясь этим и контролируя расход топлива, целесообразно по километровым столбам протарировать счетчик пути на спидометре, чтобы обеспечить приемлемую точность. Это лучше всего делать на больших отрезках, составляющих по крайней мере 50 км. Если такой тарировки не делать, то при замерах пробега по счетчику пути, особенно если менялись шины и редуктор главной передачи, полученный результат может значительно (до 15%) отличаться от величины реального пробега.

Огромную роль в снижении расхода топлива играют хорошо отрегулированные системы питания и зажигания. Этой теме было посвящено немало публикаций, в том числе в журнале “За рулем” и сборнике “Автомобилист”. Здесь же хотелось бы напомнить о положительной роли системы экономайзера принудительного холостого хода в достижении минимального расхода топлива. Исправный ЭПХХ обеспечивает в условиях интенсивного городского движения снижение расхода топлива на 0,5...0,7 л/ 100 км. К сожалению, на предприятиях автосервиса часто не утруждают себя устранением неисправностей и регулировкой этого устройства, попросту отключая его путем соединения штуцера клапана ЭПХХ на карбюраторе непосредственно со штуцером на впускной трубе, минуя электропневмоклапан.

Отрицательно сказывается на топливной экономичности и замена распределителей зажигания с вакуумным регулятором на распределители старого образца без регулятора, а также часто применяемая автомобилистами жесткая фиксация поворотной пластины с контактами (при выходе из строя шарикового подшипника в распределителе). Неисправность или отсутствие вакуумного регулятора опережения зажигания приводит к повышению расхода топлива по крайней мере на 0,5 л/100 км.

Роль вакуумного регулятора в повышении топливной экономичности особенно возрастает при регулировке карбюратора на предельно обедненную горючую смесь. Иными словами, чем беднее регулировка карбюратора, тем это отрицательнее скажется на топливной экономичности при отсутствии вакуумного регулятора.

Назад