Регулируем развал и схождение (стр. 2)

 

Рис.3. Определение развала колёс: 1-поперечина, 2-регулировочные шайбы, 3-нижний рычаг, 4-отвес, 5-шина колеса, 6- верхний рычаг, a и b - расстояние от нити до закраин обода.

Рис.4. Определение схождения колёс: 1 - точки равного биения, 2 - шнур, 3 - линейка, с - расстояние от шнура до перед- ней части боковины покрышки заднего колеса.

Рис.5. Так закрепляется леска на дисках колес: 1 - леска, 2 - крючок, 3 - закраина диска.

Рис. 6. Определение схождения колёс (рекомендуемый способ): 1 - переднее колесо, 2 - леска, 3 и 4 - деревянные бруски, 5 - заднее колесо

Рис. 7. Регулировка длины рулевых тяг: 1- наконечник, 2 - зажимы, 3 - муфта, 4 - тяга.

Рис. 8. 1 - точки равного биения, 2 - леска (шнур), 3 - линейка. с - расстояние от шнура до передней части боковины покрышки заднего колеса.

 

 

 

 

Просматривать страницы этого сайта рекомендуется при разрешении экрана монитора 800х600 точек.

Большинство автолюбителей знает о том вредном влиянии, которое оказывает нарушение углов установки — развала и схождения — передних колес на устойчивость и управляемость автомобиля, топливную экономичность и износ шин. В процессе эксплуатации положение колес изменяется вследствие естественного износа деталей подвески или повреждения их от ударов о препятствия на дороге. На «жигулях» при нормалъной езде по хорошим дорогам углы установки колес остаются в норме на протяжении в среднем 10 тысяч километров. После такого пробега инструкция рекомендует проверять развал и схождение. Делается это на станциях обслуживания, имеющих специальные стенды, или же самостоятельно в соответствии с данными, имеющимися в инструкции. Из-за сильных ударов колес (к сожалению, нередких у многих машин) или после замены некоторых деталей подвески проверку и регулировку необходимо делать чаще. Иногда нет возможности сразу же прибегнуть к помощи станции, поэтому многие владельцы «жигулей» эти проверки делают самостоятельно.

Для проверки углов установки колес требуются простейшие инструменты— линейка или штангенциркуль длиной не менее 100 мм, отвес (нить с грузом), тонкий капроновый шнур (леска) длиной около 3 м — и горизонтальная площадка. Поскольку в большинстве случаев после проверки возникает необходимость регулировать углы, лучше эти работы проводить на эстакаде или осмотровой канаве, чтобы можно было добраться инструментом к переднему мосту автомобиля. Площадки, на которых будут стоять колеса, должны находиться в одной плоскости и располагаться горизонтально.
Следует учесть, что обеспечить правильные углы установки колес можно лишь тогда, когда стабильно положение самих колес во время движения. Поэтому развал и схождение проверяют, предварительно убедившись, что передняя подвеска и рулевое управление в полной исправности, что нет повышенных люфтов в их подвижных соединениях — подшипниках ступиц передних колес, шаровых опорах поворотных стоек, наконечниках рулевых тяг, втулках рычагов подвески и оси маятникового рычага. Кроме того, контролируют состояние резиновых втулок штанг задней подвески; подтягивают все точки крепления передней и задней подвесок, загрузив машину (320 кг). Затем проверяют крепление и состояние колес и шин, доведя давление в них до нормы (или на 0,1 атм больше, чем предписано инструкцией).
Только после всего этого приступают к регулировке незагруженной машины. Вывесив передние колеса и поворачивая их, определяем и отмечаем мелом диаметрально противоположные точки равного биения на выступающих частях боковин покрышек (рис. 1). Затем снимаем декоративные колпаки с передних колес и устанавливаем рулевое колесо в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля, — спица его должна быть расположена горизонтально. Теперь поворачиваем передние колеса так, чтобы отмеченные ранее точки равного биения шин обоих колес располагались вертикально (рис. 2). Нажимая на бампер, прокатываем автомобиль вперед и назад, чтобы исключить влияние опор на положение колес.
Наконец можно приступить к определению угла развала колес. Для этого подведем к верхней части шины отвес (рис. 3) и измерим линейкой расстояния «а» и «b» между его нитью и ободом в нижней и верхней точках колес. Если разность полученных величин (b - a) находится в пределах от 1 до 5мм — значит угол развала колес в норме.
Разность менее 1 мм указывает на то, что угол недостаточен. Чтобы увеличить его, следует удалить нужное количество регулировочных прокладок (шайб), расположенных между осью нижнего рычага подвески и поперечиной, предварительно ослабив две гайки крепления.
При чрезмерном угле развала (b — а больше 5 мм) нужно добавлять шайбы. Запомните, что изменение их суммарной толщины должно быть одинаковым под передним и под задним болтом. В противном случае нарушится продольный угол, на который наклоняется ось поворота колеса, и в результате автомобиль будет тянуть в сторону.
Проверив и отрегулировав развал передних колес, определим угол их схождения.

В практике автолюбителей есть несколько способов проверки углов установки передних колес. Одним из самых распространенных, дающим достаточно высокую точность, является метод с применением шнура, описанный применительно к «Жигулям» Л. Шуваловым ещё в апрельском номере «3a рулем» за 1974 год.
Для этого установим автомобиль так, чтобы отмеченные ранее (см. рис. 1) точки 1 равного биения шин были расположены в горизонтальной плоскости.(см. рис. 4).Рулевое колесо, как и прежде, — в положении прямолинейного движения. Если вы работаете с помощником, вместе с ним натягиваете шнур на уровне осей переднего и заднего колес, следя за тем, чтобы он без изгиба касался точек 1 на переднем колесе. Если вы работаете в одиночку, шнур придется подготовить следующим образом. На концы толстой лески диаметром 0,8 - 1,0 мм (можно взять тонкий капроновый шнур) нужной длины приделываются проволочные крючки, которыми закрепляется натянутая на уровне центра передних и задних колес леска, как показано на рис. 5. В этом положении измеряем линейкой расстояние «с» от шнура (заменяющего в данном случае луч света или линейку стенда) до передней части боковины покрышки заднего колеса. Расстояние «с» должно составлять — 26 — 32 мм. Для простоты между боковой поверхностью заднего колеса и леской (рис. 2) вставляется регулируемая по размеру «а» (от 26 до 32 мм) проставка, в качестве которой используются два деревянных бруска размерами 15х10х x26 мм и 15xlOx6 мм. Угол схождения передних колес, определяемый, зазором «б», в норме, если с установленным широким бруском (26 мм) леска касается переднего колеса„ а с двумя брусками (2B+6=32 мм) — касание отсутствует. При необходимости добиваются такого положения регулировкой тяг, как указано в инструкции.
В случаях, когда «с» выходит из указанных пределов, определим таким же образом схождение колес на другой стороне автомобиля. Если сумма величин «с», замеренных с обеих сторон машины, соответствует удвоенному требуемому значению (соответственно 104— 116 мм или 52 — 64 мм), а спица руле
вого колеса во время прямолинейного движения автомобиля находится под небольшим углом (до 10 — 20°) к горизонтали, схождение можно не регулировать. Если же величина, равная «2с», не укладывается в указанные пределы или спица располагается под большим углом, необходимо обеспечить требуемое схождение регулировкой. Как известно из инструкции, это достигается вращением резьбовых муфт у обеих рулевых тяг после ослабления их упругих зажимов (рис. 7). Результат регулировки будет более точным. если перед окончательным закреплением зажимов вращать муфты в сторону удлинения крайних тяг.
Случается, что изменить длину тяг не удается. Причина — загрязнена резьба или наконечник и тяга упираются один в другую. Тогда надо снять муфты и очистить резьбу или укоротить наконечник и тяги на нужную величину.
И еще один совет. Затягивая зажимы муфт, не применяйте чрезмерных усилий, а стыки муфт располагайте так, чтобы концы болтов не смотрели вперед. Это исключит задевание их о нижний рычаг подвески.
Закончив регулировку, еще раз проверим ее результаты.
Следует иметь в виду, что изменение развала передних колес всегда вызывает нарушение их схождения. Поэтому, если нет видимого изменения развала, то достаточно периодически проверять только схождение. Затратив на это всего 10 — 15 минут, вы можете вовремя обнаружить неисправность и предотвратить ее плачевные последствия.
Рекомендуемый метод проверки схождения и развала передних колес можно применять на всех легковых автомобилях. Различие лишь в измеряемых величинах, которые для В АЗ-2101-:-2107 были найдены расчетным путем и подтверждены экспериментами. Многолетняя практическая проверка этого метода на «жигулях» показала, что он дает хорошие результаты.


СХОЖДЕНИЕ НА «НИВЕ»
Для "Нивы" расчетом и измерениями определён размер С— он равен 23 — 29 мм (см. рисунок 8). Наилучшие результаты дает величина 27 мм. Разумеется, здесь тоже можно использовать проставку (деревянные брусочки), как и на рис.6.


Угол развала колес проверяют обычно при помощи отвеса и линейки на горизонтальной площадке. Но тут есть неудобство: нелегко найти такую площадку. Между тем ее может заменить любая ровная поверхность, если провести два измерения — когда машина стоит в одном, а затем встречном направлении, опираясь колесами на одни и те же места. Сложив и разделив пополам полученные в первом и втором случае величины углов, определим истинное значение угла развала колес, поскольку угол наклона площадки сам собой исключится (в первом положении он прибавится к измерению, во втором — отнимется).
Получаются достаточно точные (не раз проверенные на точном стенде) результаты.

Ну, а тому кто хочет погорячее, предлагается следующая статья: Самодельный стенд

Назад на 1 стр.

Назад