Просматривать страницы этого сайта рекомендуется при разрешении экрана монитора 800х600 точек.    

Мотор после ремонта

Отечественные машины очень живучи. Российский автолюбитель, в отличие
от своих коллег на Западе, добровольно не сдал на свалку ни один автомобиль - он
их без конца восстанавливает. Может мастерски залатать кузов даже сеткой Рабица
и вполне добросовестно перебрать мотор. Только вот незадача— даже после самого
тщательного ремонта тот все равно ходит меньше нового.
Почему?
На этот вопрос отвечает инженер
ВАЗа С.ГАРАСЬКИН.

  Как только спидометр отсчитает первые 100 000 км, владелец "Жигулей" начинает думать о предстоящем ремонте мотора, поскольку слышал, что гарантированный заводом пробег составляет 125 000 км. На практике "жигулевский" мотор требует капитального ремонта после 160-220 тысяч километров. Конечно, при выполнении предписанных требований своевременной смены масла, фильтров и т. п.
Постарайтесь взять от двигателя, собранного на заводе, максимум. А сколько будет ходить мотор после ремонта, зависит от того, что и как вы собираетесь ремонтировать. Выделяю здесь четыре составляющих.
  Первая — связана с объемом работ. Очень часто ремонт проводят неполный: устраняют только то, что было очень заметно и с чем уже нельзя мириться (повышенный расход и низкое давление масла, потеря мощности и т. п.). Так вот, устраняя одну или несколько подобных неисправностей, редко кто обращает внимание на состояние остальных деталей мотора. А если уж и посмотрят, то по принципу: не сломано — и хорошо, еще поработает. Полную ревизию с замерами всех деталей мотора проводят топько специалисты, да и то, когда собирают мотор себе. Заказчик чаще всего об этом не просит— слишком дорог такой ремонт.
 Вторая — качество деталей. Даже если в моторе поменяли все, что движется и трется, зто совсем не значит, что его ресурс восстановлен на 100%. Кто даст гарантию, что устанавливаемые детали будут такого же качества, что и заводские, что у них точно выдержаны размеры, технология обработки, упрочнения материала и т. п.
 Третья — затрагивает уровень обработки (расточка, шлифование) поверхностей. При ремонте мотора особое внимание уделяют состоянию рабочих поверхностей базовых деталей — блока цилиндров, коленчатого вала. Если здесь ничего не трогать, то, скажем, проку от одной замены колец не будет. Конечно, прибавится мощность, придет в норму расход масла, но все это ненадолго. Восстановить же блок, вал можно только на специальных станках.
В связи с этим вспоминаю один курьезный случай с моими знакомыми. У них в "Жигулях" "застучал" мотор. После разборки определили — провернулись вкладыши и задранные шейки коленчатого вала уже не были цилиндрическими. Тогда они решили на месте своими силами исправить дефекты коленчатого вала (восстановить поверхность и форму шеек). Вместо вкладышей установили полоски наждачной бумаги, затянули опоры и шатуны, блок поставили в автомобиль — и ну давай таскать его на бук- сире. Вал испортили окончательно.
 Наконец, четвертая связана с приданием первоначальной формы основным составляющим мотора. Детали двигателя хоть и "железные", но не вечные: они не только изнашиваются, но и стареют. А потому меняется геометрия (размеры) и убывает былая прочность. К примеру, о цилиндрической форме цилиндров после 125 тысяч говорить не приходится: они напоминают скорее бочку — кольца сделали свое дело. К тому же блок цилиндров, скрепленный болтами с головкой, деформируется, причем со временем это изменение формы становится более заметным — ведь действуют и перепады температур, и давление газов в цилиндрах. В блоке возникает остаточная деформация. Так что простая замена прокладки между головкой и блоком уже снижает ресурс двигателя, даже если в нем ничего больше не меняли. Новая прокладка, чуть изменившиеся моменты затяжки болтов головки означают иной характер искривления цилиндров: поршневые кольца будут по-другому прижиматься к стенкам, а все это отнюдь не повысит ресурс двигателя. Замечу, что в двигателях ВАЗ-2108 замена прокладки не так сильно отразится на ресурсе, как в "жигулевском" моторе. Во- первых болты, притягивающие головку блока, работают в области пластической деформации, то есть с одинаковым прижимным усилием. Иными словами, сколько ни прилагай силу при затяжке (после определенного значения), они будут лишь вытягиваться.
Замена только колец или поршней (как и одной прокладки) тоже не принесет эффекта по названной уже причине. Вот почему особенно важно замерить цилиндры, поршни и сделать верное заключение о необходимости восстановления формы цилиндров (расточкой или заменой гильз).
  Итак, я назвал четыре основных фактора, влияющих на ресурс мотора. Кстати, они расставлены по степени важности — первый наиболее актуален. Если не выполнить (по первому пункту) весь ремонт, а только часть, то ресурс собранного мотора не превысит 50% первоначального (125 000 км). Если пренебречь вторым (но выгюлнить остальные)— можно рассчитывать процентов на 65. Для третьего — 80%, четвертого — 90%. Пробег же двигателя ремонтники теоретически определяют как произведение этих факторов.
Самый худший вариант — около 25% (0,5х0,65х0,8х0,9 = 0,23). Если выполнить ремонт с последовательным повышением качества подготовительных работ (то есть наилучшим образом), можно добиться по первому пункту 100% ресурса, по другим — 90%, и в результате мотор сможет работать лишь 70 — 75% от "номинала".
Вывод: затевая основательный ремонт двигателя, делайте его капитально (если и дальше собираетесь ездить на этом автомобиле). Можно оставлять в ремонтируемом двигателе старые детали, но тогда, по крайней мере, оцените темп их износа и определите, сколько еще та или иная деталь походит до достижения критического размера.

Назад