Ремонтируем водяной насос

 

Разбираем водяной насос "Жигулей"

 Деталью, определяющей ресурс насоса в системе охлаждения всех моторов "Жигулей" и "Нивы", является подшипник::6-330902С17, расположенный в крышке. Поскольку в нём объединены вал и и по сути два однорядных шариковых подшипника, износ хотя бы одного из них выводит из строя весь этот неремонтопригодный и необслуживаемый узел. В запасные части поставлялись и крышки 2101-1807020, в которых применялись два обычных подшипника 203 (17х40х12мм), в отличие от от "старой" крышки 2101-1307045. Вторая изнашивающаяся деталь - это сальник, конструкция которого, как принято говорить, устоялась и практически никогда не менялась. Как их заменить? Отворачиваем ключом "на 13" четыре гайки (фото 10) со шпилек, снимаем шайбы и легкими ударами молотка по крышке отделяем её от корпуса (фото 2). Здесь видны следы задевания лопастей за поверхность корпуса и сколы на двух лопастях - последствия биения вала из-за чрезмерного износа подшипников. При помощи съемника, представляющего втулку с наружной резьбой 18х1,5мм и болт М10, стягиваем крыльчатку с вала (фото 30).Выворачиваем винт (фото 4), стопорящий подшипник в крышке, и выбиваем из крышки вал с подшипником ((фото 5). Выпрессовываем из ступицы шкива вал на прессе (фото 6), а при его отсутствии - при помощи подходящей струбцины или съемника.Выбиваем из корпуса сальник, пользуясь выколоткой и молотком (фото 7).
Тщательно вымыв корпус, крышку, крыльчатку и ступицу, проверяем, целы ли они. Торец крыльчатки, контактирующий с сальником, должен иметь ровную гладкую поверхность. При необходимости его можно отполировать вручную на шкурке, положенной на стекло. Добавив к этим деталям новые прокладку, сальник и вал с подшипником (фото 8), приступаем к сборке. Запрессовываем в крышку сальник. Напрессовываем ступицу на вал, чтобы их торцы находилось в одной плоскости (заподлицо), а затем этот узел запрессовываем в крышку так, чтобы отверстия под стопорный винт совпадали (фото 9). Здесь есть смысл добавить в в подшипник смазку "литол-24" через стандартную маслёнку, которую можно ввернуть в отверстие крышки, предназначенное для стопорного винта. Напрессовываем на вал крыльчатку так, чтобы ее торец плотно прижался к сальнику (фото 10). Проверяем расстояние между плоскостями крышки и ступицы (фото 11), которое должно быть 84,4±0,1 мм. Остается собрать крышку с корпусом и, проверив зазор (0,9-1,3 мм) между лопастями крыльчатки и дном корпуса (фото 12), окончательно затянуть гайки на шпильках и ввернуть стопорный винт. Его головку желательно немного зачеканить. в дальнейшем надо иметь в виду, что использование в системе охлаждения воды вместо "Тосола" заметно сокращает срок службы подшипников и сальника насоса. И ещё. Долговечность подшипника и сальника в значительной степени зависит от натяжения ремня привода. На "Жигулях" клиновой ремень должен быть натянут так, чтобы в середине его ветви между насосом и генератором прогиб от усилия 10 кгс составлял 10 - 15 мм.

 

 

 

Назад