Шариковые... и их дефекты:

 

 

разрушение сепаратора, выпадение шариков

 

 

рассыпался подшипник

 

 

износ беговых дорожек

 

 

разрушение сепаратора

 

 

износ роликов (питтинг)

 

 

трещина сепаратора

 

 

и ещё одна

 

 

 

 

Просматривать страницы этого сайта рекомендуется при разрешении экрана монитора 800х600 точек.

Подробно о подшипниках

На этой странице Вы найдете:
Хранение подшипников
Рекомендации по выбору и монтажу подшипников
Уход за пошипниками во время эксплуатации


Хранение подшипников

  Основное условие хранения - защита подшипников от коррозии. Даже незначительное ржавление рабочих поверхностей изменяет их геометрию. В инструкции производителей указаны условия хранения, при соблюдении которых заводская консервация обеспечивает защиту подшипников от коррозии в течение 12 месяцев.


Зазоры и посадки подшипников

  Радиальные и осевые зазоры в подшипнике изменяются после его монтажа и в процессе эксплуатации узла, в котором он установлен. Специалисты различают 3 вида зазоров: начальный (до монтажа подшипника), посадочный (после монтажа дорожки качения сближаются, так как одно из колец, как правило, устанавливается с натягом) и рабочий (зазор, образующийся под нагрузкой). Величина рабочего зазора тесно связана с величиной посадочного и оказывает существенное влияние на долговечность подшипника. Посадка должна обеспечивать не только правильный зазор в подшипнике, но и исключить проворачивание его колец относительно посадочных поверхностей вала и корпуса.

Монтаж подшипников

  Правильный монтаж подшипника определяет его надежную работу в течение всего расчетного периода эксплуатации. Даже качественный подшипник при неправильном монтаже выйдет из строя значительно раньше выработки своего ресурса.
  Монтаж подшипника включает в себя несколько этапов:
  Подготовка посадочных поверхностей на валу и в корпусе заключается в тщательной очистке их от грязи, посторонних частиц и ржавчины, проверке состояния поверхности посадочных мест (выявлении механических повреждений и проворачивания колец подшипника). Незначительные повреждения удаляют шлифованием, при значительных следах износа деталь подлежит замене. Подготовленные поверхности покрывают тонким слоем пластичной смазки. Распаковывают подшипники непосредственно перед началом работ с ними. Подготовка подшипника к монтажу состоит в удалении с него консервационной смазки промывкой в бензине или керосине. Подшипники с уплотнениями и защитными шайбами, заполненные рабочей смазкой на заводе-изготовителе, промывке не подвергаются. Подшипники, бывшие в эксплуатации, должны быть тщательно очищены от загрязнений и следов коррозии. Хранить расконсервированные подшипники более двух часов без защиты от коррозии не рекомендуется. При монтаже подшипника недопустима передача усилия запрессовки через тела качения. Усилие при монтаже подшипника на вал должно передаваться на внутреннее кольцо, а при монтаже в корпус - на внешнее. Усилие, передаваемое на кольцо, должно распределяться равномерно по всей его окружности. На практике при монтаже небольших подшипников это достигается с помощью специальных оправок или отрезков труб подходящего диаметра из мягкого металла (латуни, алюминия). Наносить удары молотком по кольцам подшипника недопустимо. Во избежание перекоса и возникновения механических повреждений при монтаже необходимо строго следить за соосностью посадочных поверхностей подшипника и детали, на которую он монтируется. Также необходимо предохранять его от попадания песка, воды и т. п. (посторонние вещества, перемешиваясь с пластичной смазкой, удерживаются ею и являются наиболее распространенной причиной преждевременного износа подшипников).

Демонтаж подшипников

  Демонтаж с вала производится с помощью специальных съемников или выколотки из мягкого металла, а из отверстия корпуса - с помощью оправки или выколотки. Чтобы избежать перекоса при использовании выколотки, нужно прикладывать усилие поочередно с диаметрально противоположных сторон внешнего кольца демонтируемого подшипника. Для сохранения работоспособности подшипника демонтаж следует проводить с соблюдением того же правила, что и при монтаже: недопустимо передавать усилие через тела качения.

Рекомендации по выбору и монтажу подшипников

  При выборе подшипника необходимо тщательно осмотреть его поверхности. Если при визуальном осмотре подшипника возникают сомнения в его качестве - например, обнаружены следы грубой обработки (заусенцы и т. д.) или следы коррозии на рабочих поверхностях, - такой подшипник лучше не покупать.
  Если напильник или надфиль оставляет царапины на поверхностях подшипника, значит, он не подвергался термообработке. От такого изделия тоже следует отказаться.

  Для подготовки подшипников к монтажу предварительно проверяют надписи на упаковке и самих подшипниках.
   Распаковывают подшипники непосредственно перед началом работ с ними. Перед монтажом подшипник следует проверить на соответствие внешнего вида, легкости вращения, зазоров требованиям нормативно-технической документации. Визуально у подшипников открытого типа должны быть проверены наличие забоин, следов загрязнений, коррозии, полного комплекта заклепок, плотности их установки или других соединительных элементов, полного комплекта тел качения, наличие повреждений сепаратора.
У подшипников закрытого типа следует проверить не повреждены ли уплотнения или защитные шайбы.

Шариковые подшипники проверьте на отсутствие люфта между обоймами:

  Легкость вращения предварительно смазанного подшипника проверяют вращением от руки наружного кольца. Проверку ведут, удерживая подшипник за внутреннее кольцо в горизонтальном положении. Кольца должны вращаться плавно, без резкого торможения

  При монтаже подшипников открытого типа с цилиндрическим отверстием на вал с натягом подшипник целесообразно предварительно нагреть в масляной ванне. Для этого подшипник следует погрузить в ванну с чистым минеральным маслом, обладающим высокой температурой вспышки, нагретым до 80-90°С, и выдержать в течение 15-20 мин в зависимости от размеров. При монтаже подшипников с защитными шайбами и постоянно заложенной смазкой их нагрев до той же температуры следует производить в термостате.      Нагретый подшипник устанавливают на вал и доводят до места небольшим усилием. При этом сторона подшипника, на которой нанесено заводское клеймо, должна быть снаружи.

  После завершения сборочных операций и введения в подшипниковые узлы смазочного материала, предусмотренного технической документацией, следует проверить качество монтажа подшипников пробным пуском сборочной единицы на низких оборотах без нагрузки. При этом прослушивают шум вращающихся подшипников с помощью стетоскопа или трубы. Правильно смонтированные и хорошо смазанные подшипники при работе создают тихий, непрерывный и равномерный шум. Свистящий шум свидетельствует о недостаточном смазывании или наличии трения между соприкасающимися деталями узла. Звенящий металлический звук может быть вызван слишком малым зазором в подшипнике. Равномерный вибрирующий звук вызывается попаданием инородных частиц на дорожку качения наружного кольца. Шум, возникающий время от времени при неизменной частоте вращения, свидетельствует о повреждении тел качения. Шум, проявляющийся при изменении частоты вращения, может быть обусловлен повреждением колец в результате монтажа или наличием усталостных выкрашиваний на поверхностях качения. Стучащие звуки возможны вследствие загрязнения подшипника. Неравномерный громкий шум создают сильно поврежденные подшипники.

  Прослушивая подшипники, необходимо учитывать особенности узла и природу шума при его работе, так как, кроме дефектов подшипниковых узлов, ненормальный шум может быть вызван, например, зубчатыми передачами, соединительными муфтами и другими неправильно изготовленными или плохо пригнанными деталями. В связи с этим окончательное заключение о причинах ненормального шума можно сделать только после тщательной проверки и прослушивания работы всех деталей механизма.

  Другим показателем качества и стабильности работы подшипникового узла является его температура. При обычных условиях работы температура подшипника не должна превышать температуру окружающей среды более, чем на 30°С. Причиной повышенной температуры может быть малый зазор в подшипнике или чрезмерно большой натяг, недостаток смазки, увеличенный момент трения вследствие износа рабочих поверхностей подшипника или взаимного перекоса колец. Возможны комбинации этих причин. Необходимо иметь в виду, что в течение 1-2 дней после смазывания (в том числе повторного) имеет место некоторое повышение температуры подшипника.


Уход за подшипниками во время эксплуатации

  Правильная эксплуатация подшипников обеспечивает их надежную работу и сохранение их основных показателей качества. Основным условием грамотной эксплуатации машин и механизмов является их систематический контроль и своевременное обслуживание в соответствии с установленными сроками. Контролировать состояние подшипников следует всякий раз, когда производится разборка узлов и агрегатов, позволяющая получить доступ к подшипникам. Изделия без уплотнений тщательно промывают от смазки и загрязнений и визуально проверяют состояние дорожек качения, тел качения и сепаратора для выявления следов износа. Исправный подшипник не должно заедать. Систематический контроль над работой подшипниковых узлов позволяет выявлять ненормальности, к числу которых относятся:

  • чрезмерный нагрев подшипникового узла;

  • повышенный шум в процессе работы;

  • выбрасывание смазки из подшипникового узла.

      Основными причинами чрезмерного нагрева подшипникового узла являются:
    загрязнение подшипника при монтаже или в процессе эксплуатации;
    избыток или недостаточность смазки в подшипнике;
    наличие трения сопряженных с подшипником деталей;
    неправильный выбор подшипника;
    неправильный монтаж подшипника;
    чрезмерный износ или разрушение подшипника.

      В случае перегрева подшипникового узла требуется точное установление причины и соответственно выбор того или иного способа устранения ненормальности: демонтаж подшипникового узла, его чистка, смазка или замена подшипника.

      Повышенный шум подшипника в процессе работы может быть вызван повреждением деталей подшипника, его нагревом или загрязнением.

      Выбрасывание смазки из подшипникового узла свидетельствует об износе уплотняющего устройства или избытке смазки.

      Сроки технического обслуживания подшипниковых узлов устанавливаются в зависимости от условий эксплуатации, надежности работы, степени ответственности подшипникового узла за работу машины в целом. Эти сроки указываются в инструкциях по уходу за автомобилем.

     

    Назад

    На следующую страницу