рис.1

рис.2

рис.3

рис.4

рис.5

рис.6

рис.7

рис.8

 

рис.9

рис.10

m11

m12

Просматривать страницы этого сайта рекомендуется при разрешении экрана монитора 800х600 точек.


Ремонтируем масляный насос

 Контрольная лампа давления масла в системе смазки «Жигулей» не должна гореть при работающем двигателе. Как исключение, это допустимо лишь при низких оборотах коленчатого вала на холостом ходу и сильно нагретом масле. В остальных случаях вспыхнувшая лампа— команда немедленно заглушить двигатель.
    Первый шаг — проверка уровня масла в картере. Если он в норме, проверим датчик давления масла, заменив заведомо исправным. Но еще лучше подсоединить к каналу масляной системы манометр.
Нормальное давление масла при частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин и температуре 85°С должно составлять 3,5- 4,5 кгс/смз. Давление масла при частоте вращения коленчатого вала 850-900 об/мин должно быть не менее 0,5 кгс/смз.
    Приближенно оценить работоспособность насоса можно и без манометра. Для этого ключом «на 21» на 2-3 оборота отвертываем датчик давления масла на блоке цилиндров.
    Сняв центральный провод с крышки распределителя зажигания, просим помощника на несколько секунд включить стартер. Работоспособный насос создаст давление, достаточное, чтобы масло прошло через витки резьбы приоткрученного датчика. Если насосу это не под силу — он неисправен либо... не вращается.
    Такое возможно, если срезались шпицы приводного валика или шестерни привода (« грибка») масляного насоса. Чтобы осмотреть шестерню, ее придется извлечь из блока цилиндров двигателя. Вначале пометим или запомним положение корпуса распределителя зажигания
относительно блока цилиндров, а ротора (бегунка) — относительно корпуса распределителя (зто упростит последующую сборку). Затем...
...ключом «на 13» отвертываем гайку крепления корпуса распределителя зажигания...Рис.1
 
...и вынимаем его из блока цилиндров...Рис.2
Шлицевой отверткой из отверстия в блоке извлекаем «грибок» и проверяем, не срезаны ли шлицы внутри отверстия...Рис.3

Если срезаны, можно считать, повезло. Новый «грибок» — не дороже пятидесяти рублей. В противном случае придется снимать масляный насос.
  Это не так сложно, если бы снять поддон не мешала поперечина передней подвески: без того, чтобы приподнять двигатель, не обойтись. Самый простой способ — вывесить переднее колесо при помощи штатного домкрата, установить под двигатель упор, а затем приспустить автомобиль. В нашем случае использовали подъемник, а упором для двигателя послужила стойка-домкрат. Отсоединять обе опоры двигателя и сливать «Тосол» из системы охлаждения, как
некоторые рекомендуют, мы не стали, отсоединили только левую опору. Для снятия поддона вполне достаточно. Однако это требует аккуратности, дабы не сорвался с места какой-либо из шлангов системы охлаждения.
  Перед дальнейшей работой отключаем аккумуляторную батарею, сливаем масло из поддона двигателя и вынимаем масляный щуп из блока цилиндров.
  Подъему двигателя на необходимую высоту мешает приемная труба глушителя. Ее нужно снять. Сначала ключом «на 7» отвертываем болт крепления основного глушителя к резиновой подушке и снимаем оба резиновых ремня крепления глушителя.
Ключом «на 13» ослабляем хомут соединения секции дополнительного глушителя с приемной трубой...Рис.4
...ударами молотка через деревянный брусок по корпусу глушителя сдвигаем секцию дополнительного глушителя назад...Рис.5

...Ключом на "13" отвёртываем болт крепления приемной трубы к кронштейну на задней крышке коробки передач...Рис.6

...Отогнув отверткой края стопорных пластин ключом на "13" отвертываем гайки крепления приемньй трубы к коллектору...Рис.7.

Чтобы снять приемную трубу со шпилек коллектора, отжимаем двигатель влево. В трудных случаях можно воспользолваться домкратом. Приемную трубу вынимаем вниз.
...Головкой на "17" с карданом отвертываем переднюю гайку крепления левой подушки опоры двигателя...Рис.8
...Ключами на "10" и "на "8" отвертываем соответственно четыре и восемь саморезов крепления брызговика и снимаем его... Рис.9.
...Установив под кронштейн левой подушки опоры двигателя стойку-домкрат, приподнимаем двигатель, насколько позволят шланги системы охлаждения... Рис.10.

 Следите за ними - срыв недопустим!

...Используя головку на "10" и, при необходимости, кардан, отвертываем 19 винтов поддона...Рис.11.

Если поддон прилип, ударами молотка через деревянный брусок страгиваем его с места....
...Снимаем поддон, слегка покачивая, чтобы не зацепиться за маслоприемник... Рис.12


...Отвернув ключом на "13" два винта крепления корпуса насоса к блоку цилиндров...Рис.13...

...снимаем его с двигателя вместе с прокладкой...Рис.14.

...Отогнув отверткой края сетки приемного патрубка...Рис. 15.

...снимаем ее для промывки...Рис. 16.
           

...Ключом «на 10» отвертываем три винта крепления и снимаем с насоса приемный патрубок...Рис.17.
            
...Снимаем с патрубка редукционный клапан с пружиной и упорной шайбой...Рис. 18


 Соринки, загрязнения и отложения, забоины и заусенцы на поверхностях клапана могут мешать его работе. Особое внимание — длине и упругости пружины клапана. Пружину заменяем новой, если ее длина в свободном состоянии менее 38 мм,
а под нагрузкой 62,29+1,9Н — менее 20 мм.

...Снимаем с насоса крышку...Рис.19

...Вынимаем из корпуса ведущую...Рис. 20...
        
                          
...и ведомую шестерни...Рис.21.


Все детали разобранного насоса тщательно промываем и осматриваем. Сколы, трещины и т. п. не допускаются. На валу ведущей шестерни проверяем состояние шлицев.
         
...Щупами проверяем зазоры между
зубьями шестерен...Рис.22.


Нормальный зазор — 0,15 мм, предельно допустимая величина, превышение которой требу- ет замены обеих шестерен, — 0,25 мм.


 ...Проверяем зазоры между наружными диаметрами шестерен и стенками корпуса насоса... Рис. 23.

Они должны быть в пределах 0,11 — 0,18 мм. Максимально допустимая величина, с превы- шением которой заменяют шестерни, а при необходимости и корпус масляного насоса,— 0,25 мм.
 
...Металлической линейкой и набором щупов проверяем зазоры между торцами шестерен и плоскостью корпуса...Рис.24.


Они должны быть 0,06-0,16 мм. Предельно допустимая величина, при превышении которой заменяем шестерни, — 0,2 мм.

   Ремонтные пособия регламентируют и величины зазоров между осью и отверстием ведомой шестерни, а также между валиком насоса и отверстием в корпусе. Мы ограничимся проведенными измерениями, в противном случае потребуются калибры, изготовить которые самому крайне затруднительно, а цена их превысит стоимость насоса в сборе.
   При сборке насоса не забудьте поставить новые прокладки насоса, поддона и вы- пускного коллектора. После этого устанавливаем насос на двигатель и все собираем в обратном порядке. Довершит дело корректировка зажигания — это здесь может потребоваться.
   В заключение — о запасных частях. На рынке по сопоставимым ценам можно встретить насосы и ремкомплекты к ним двух производителей — тольяттинского и московского заводов автоагрегатов. По отзывам ремонтников и те, и другие вполне пригодны для ремонта.

Назад, к стр. "Меню"

 

m13

m14

m15

m16

m17

m18

m19

m20

m21

m22

m23

m24