Ремонт кузова

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтоб не ржавели авто...

   Ржавчина... враг номер один почти любого металла. «Рыжая чума», с завидным упорством и постоянством превращающая сотни тысяч тонн сверкающей высокосортной, высокопрочной, легированной стали в груды коричневого порошка. Болезнь, для которой не существует преград... Но существуют лекарства и от нее: лаки и краски, битумы и мастики, гальванические покрытия — все они в принципе должны защитить металл. Но на деле все не так просто.
  Очень остро проблема защиты от коррозии стоит, к примеру, перед автомобилистами. Общеизвестно, что если не принимать определенных мер, то кузов автомобиля в течение четырех-пяти лет может превратиться буквально в ржавое решето. Зачастую не помогают ни лакокрасочные покрытия, ни мастики, поскольку кузов имеет немало закрытых полостей, пазух, карманов, коробов, в которых дорожная грязь и сырость, замешанные на поваренной соли, создают великолепные условия для электрохимической коррозии. А при современной толщине автомобильного стального листа это приводит к весьма быстрому его выходу из строя.
Р и с. 1. Комплект для анодной защиты кузова автомобиля:
1— оребренный цинковый электрод
2— соединительный провод.

   Но от коррозии можно не только защищаться броней из лака или хрома, ее можно и обмануть, подсунув в виде приманки такой лакомый кусочек, как металл с более высоким электродным потенциалом.
Электродный потенциал? А какое он, собственно, имеет отношение к коррозии металлов? Оказывается, самое непосредственное.
Если опустить в сосуд с электролитом два электрически связанных между собой металлических электрода, то один из них начнет растворяться, другой же останется в неприкосновенности. Так вот, оказывается, растворяется металл, электродный потенциал которого выше. Это свойство гальванической пары и дало возможность использовать эффект сохранения катода для предохранения от злектрохииической коррозии кузова автомобиля. Судостроители давно уже используют этот принцип предохранения внутренней части трюма от коррозии — они размещают внутри корпуса специальные


Р и с. 2. Установка электродов в этих точках наиболее эффективна:1 — коробчатые усилители брызговиков, 2 — места крепления фар и подфарников, 3 — нижняя часть передней панели, 4 — полости за щитками-усилителями передних крыльев, 5 — внутренние поверхности дверей и порогов, 6, 7 — передняя нижняя часть заднего крыла и арка колеса по стыку с крылом, 8 — фартук задней панели.


металлические аноды (из металла с более высоким электродным потенциалом, чем у металла корпуса). Этот способ недавно взяли на вооружение и автомобилисты.
Для анодной защиты применяют оребренные (для увеличения поверхности) куски цинка. С помощью вделанных в них постоянных магнитов они прикрепляются в наиболее труднодоступных и загрязняемых местах кузова. Электрическая связь осуществляется многожильным проводом: с помощью винтов цинковый анод подсоедикяется к кузову.
На его ребрах собирается дорожная грязь, влага, поваренная соль, и комплект «цинк — сталь» начинает работать так, как работает всем известный гальванический элемент. При работе такой «батареи» происходит растворение цинкового анода, катод в данном случае не расходуется.
Процесс коррозии напоминает работу гальванического элемента, поскольку сталь представляет собой в основном сплав железа и углерода, то есть веществ с различныик электродными потенциалами. При попадании на поверхность такого сплава электролита между зернами железа и углерода начинает идти электрохимическая реакция, сопровождающаяся растворением анода (железа) и переходом его в гидраты,а затем и в окислы.
Присутствие же электрически связанного с основным металлом цинкового электрода в корне меняет картину. По отношению как и железу, так и к углероду цинк представляет совой металл с более высоким злектродным потенциалом, то есть выступает в роли анода. Поэтому при наличии электропроводкой среды, которая практически всегда присутствует на поверхностях автомобильного кузова, электрохимическая реакция идет с растворением анода (цинка), при сохранении катода, то есть металла кузова.

Р и с. 3; Установка электрода в колесной нише;

  Как показали эксперименты, цинкового электрода величиной со спичечную коробку хватает на 3 — 5 лет.
Обманите «рыжую чуму». Подсуньте ей приманку — кусочек металла с электродным потенциалом выше, чем у стали. Коррозия охотно вцепится о него, забыв про кузов вашего автомобиля как минимум на три года.

(По материалам журнала «Тeknik for alla», Швеция)

   От себя добавлю: Несколько лет тому назад в автомагазинах продавались комплекты цинковых электродов
для защиты кузовов, но особым успехом у покупателей они не пользовались и потому исчезли с прилавков магазинов. А зря, по-моему. Такой комплект служил на "Москвиче" моего приятеля несколько лет и истлел полностью, обеспечив кузову на то время непробиваемую защиту от коррозии. Я знаю нескольких умельцев самостоятельно изготовивших подобные электроды и с успехом защитившие кузова своих авто от ржавления снизу. Потому тем, кто имеет правильно вставленные руки, рекомендую эту идею к повторению!..

Назад